Обществознание

Аннотация к рабочей программе по обществознанию

 

Рабочая программа по обществознанию (5-9 классы) составлена на основе следующих нормативных документов:

·         Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы по обществознанию для 5-9 классов, авторской программы по обществознанию к предметной линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова и  обеспечивает конкретизацию содержания, объема, порядка изучения данной учебной дисциплины в рамках освоения основной образовательной программы (основного общего образования) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.                                                                      

·         Необходимым условием успешности изучения данного предмета выступает наличие современных учебно-методических комплексов. Издательство «Просвещение» подготовило завершенную линию учебников по обществознанию для 5 - 9 классов. Коллектив авторов учебников возглавляет академик РАО, доктор педагогических наук, профессор  Л.Н.Боголюбов. 

·         Все учебники линии (5-9 классы) успешно прошли экспертизу РАН и РАО в 2014 г., входят в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях в 2014 - 2015 гг.

При составлении рабочей программы использовались материалы программ:

·         Л. Н. Боголюбов. Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2012.

Рабочая программа состоит из одного раздела:

·         Рабочая программа основного общего образования по обществознанию

Структура рабочей программы

Рабочая программа по истории состоит из следующих разделов:

1.      Пояснительная записка (структурный элемент программы, поясняющий актуальность изучения данного курса, его задачи и специфику, а также методы и формы решения поставленных задач).

2.      Общая характеристика учебного предмета

3.      Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

4.      Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

5.      Содержание тем учебного предмета (курса) (структурный элемент программы, включающий толкование каждой темы, согласно нумерации в календарно-тематическом плане).

6.      Календарно-тематический план (структурный элемент программы, содержащий наименование темы, общее количество часов на ее изучение (в том числе на теоретические и практические занятия).

7.      Перечень учебно-методического обеспечения (структурный элемент программы, который определяет необходимые для реализации данного курса методические и учебные пособия, оборудование и приборы, дидактический материал).



ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Место предмета в федеральном базисном учебном план 

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 170 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в 5, 6, 7, 8, 9-х классах по 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю. Данная рабочая программа соответствует этому требованию.

Цели освоения обучающимися предмета

Изучение обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

·                развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

·                воспитание общероссийской идентичностигражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

·                освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;

·                овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

·                формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

 

Общая характеристика учебного предмета

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Примерная программа предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов:

Первый этап (5-6 кл.) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.

Второй этап (7-9 кл.) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.

На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.

 

Обязательный минимум содержания предмета

ЧЕЛОВЕК КАК ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Мышление и деятельность. Понятие культуры. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Понятие истины, ее критерии. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Религия. Искусство. Мораль. Право.

ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества.

Многовариантность общественного развития. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.

Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Спрос и предложение. Постоянные и переменные затраты. Основные источники финансирования бизнеса. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

Банковская система. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Роль государства в экономике. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Государственный бюджет. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Мировая экономика. Глобальные экономические проблемы.

Социальные отношения. Социальные группы. Социальная стратификация. Социальный конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль. Социальная мобильность. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры.

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.

Политика как общественное явление. Понятие власти. Государство, его функции. Политическая система. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство. Политические партии и движения. Средства массовой информации в политической системе общества. Политическая идеология.

ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы.

Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.

Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.

Человек в политической жизни. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданство в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Конституционное судопроизводство. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Планируемые результаты освоения обучающимися предмета

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

·                биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

·                тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

·                необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

·                особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

·                характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;Хочу такой сайт

·                анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

·                объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

·                раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

·                осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

·                оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

·                формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

·                подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

·                применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

·                совершенствования собственной познавательной деятельности;

·                критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

 

 

 

Аннотация к рабочей программе по обществознанию 10-11 классы

 

«Обществознание» — учебный предмет, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают  интегративный характер обществознания. «Обществознание»  акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.

 

Рабочая программа по обществознанию среднего общего образования 10-11 класс составлена на основе таких нормативно-правовых документов и материалов, как:

·         Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

·         Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ Минобрнауки Росси от 5 марта 2004г. №1089)

·         Календарный учебный график

·         Учебный план школы

·         Положение о рабочей программе

·         Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся и экстернов

·         Федеральный перечень учебников

·         авторской программы по курсу обществознание, авторы: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев.

 

Обоснование выбранного учебно-методического комплекта:

Для разработки рабочей программы  выбрана авторская программа авторов Л.Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой и др. для 10-11 классов.

Выбор определяется тем, что данная программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего   общего образования и обязательного минимума содержания основных образовательных программ по обществознанию. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов  учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

 

Используемый        учебно-методический комплект:

Обществознание 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Обществознание 10 класс, Москва «Просвещение» 2013г., базовый уровень, под редакцией Л.Н. Боголюбова.

Обществознание 11класс Учебник для общеобразовательных учреждений Обществознание 11 класс, Москва «Просвещение» 2014, базовый уровень, под редакцией Л.Н. Боголюбова

 

Цель изучения обществознания в 10-11 классах:

развитие личности в период ранней юности, ее духовно – нравственной, политической и правовой культуре, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

 

Задачи изучения обществознания:

воспитать гражданскую ответственность, правовое самосознание, толерантность, приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

освоить систему знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе его сферах, правовом регулировании общественных отношений необходимых для взаимодействия с социальной средой

овладеть умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

сформировать опыт применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

 

Место предмета в учебном плане:

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего общего образования (в том числе в X и XI классах из расчета 2 учебных часа в неделю).

 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Обществознание»:

Цели и задачи изучения обществознания в школе формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в социальном контексте. Главная цель изучения обществознания в современной школе — образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего знания в учебной и социальной деятельности.  Изучение обществознания в старшей школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных социальных ролей, общей  ориентации в актуальных общественных событиях  и процессах. Формирует опыт нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей, реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения  гражданских обязанностей, сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Обществознание представляется очень специфической школьной дисциплиной в российской системе образования. Курс обществознания призван сформировать у обучающихся ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству,  необходимости поддержания гражданского мира и согласия.  Воспитание уважения к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

 

Характеристика организации учебного процесса:

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

 

Средства и формы обучения:

При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие формы обучения:

 индивидуальная (консультации);

 групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по тему усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках);

 фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);

 парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).

При реализации данной рабочей учебной программы применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения: лекции; беседа, домашняя самостоятельная работа (включает работу с текстом учебника и дополнительной литературой для учащихся, выполнение упражнений и решение задач разной сложности; практикум, рассказ.

Технические средства обучения: видеофрагменты, аудиофрагменты, видеофильмы и т.д.

Система контроля: для оценки достижений учащихся запланированы: промежуточные и итоговые контрольные работы в форме тестов; самостоятельные и практические работы.

 
обществознание 5 класс Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575874 Директор/Заведующий Абдулкадыров Салим Абдуразакович Дата подписания документа 12.03.2021 18:00:46 (скачать) (посмотреть)
обществознание 6 класс Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575874 Директор/Заведующий Абдулкадыров Салим Абдуразакович Дата подписания документа 12.03.2021 18:00:50 (скачать) (посмотреть)
обществознание 7 класс Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575874 Директор/Заведующий Абдулкадыров Салим Абдуразакович Дата подписания документа 12.03.2021 18:09:13 (скачать) (посмотреть)
обществознание 8 класс Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575874 Директор/Заведующий Абдулкадыров Салим Абдуразакович Дата подписания документа 12.03.2021 18:09:16 (скачать) (посмотреть)
обществознание 9 класс Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575874 Директор/Заведующий Абдулкадыров Салим Абдуразакович Дата подписания документа 12.03.2021 18:09:26 (скачать) (посмотреть)
обществознание 10 класс Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575874 Директор/Заведующий Абдулкадыров Салим Абдуразакович Дата подписания документа 12.03.2021 18:09:30 (скачать) (посмотреть)
обществознание 11 класс Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575874 Директор/Заведующий Абдулкадыров Салим Абдуразакович Дата подписания документа 12.03.2021 18:09:37 (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(8722)63-31-19

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».