Литература
Рабочая программа по
литературе для 5 класса составлена на базе примерной программы основного
общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового
поколения. Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской
программы и на учебник-хрестоматию В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И.
Коровина (М.: Просвещение, 2014 г.). Обоснованием выбора авторской программы
является соответствие содержания программы, целей и задач обучения требованиям
федерального государственного образовательного стандарта, определяет стратегию
обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в
соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Изменения, внесённые в авторскую программу, не затрагивают изучаемые
дидактические единицы (содержание предмета) и распределение количества часов на
изучаемые разделы, а также порядок изучения материала. Программа детализирует и
раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания
и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями
изучения литературы, которые определены стандартом, что нашло отражение в
выборе технологий, используемых в обучении, основных видов деятельности,
методов и форм обучения, основных форм и видов контроля знаний, умений и
навыков. Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного
общего образования, признающего приоритетной духовно-нравственную ценность
литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой
народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная
отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как
эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько
как цель преподавания, сколько как средство развития личности. В рабочей
программе учтены основные положения Программы развития и формирования
универсальных учебных действий для общего образования. Программа детализирует и
раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,
воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с
целями изучения литературы, которые определены стандартом. Рабочая программа
включает разделы: «Содержание курса», «Требования к уровню подготовки учащихся
за курс литературы 5 класса», «Тематическое планирование» с определением
основных видов учебной деятельности школьников, «Учебное и учебно-методическое
обеспечение по литературе» (5 класс). Содержание литературного образования
разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соотносится
с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного
процесса. Программа включает в себя перечень выдающихся произведений
художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом, детализируется
обязательный минимум содержания литературного образования: указываются
направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного
произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются
историколитературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие
освоению литературного материала. Теоретико-литературные понятия предложены в
программе в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и
рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.
Данная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной
школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного
общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка
осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия
литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию
интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Рабочая программа по
литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента
государственного стандарта основного общего образования и «Рабочей программы
общеобразовательных учреждений «Литература» В.Я. Коровиной, В.П.Журавлёва, М.
Просвещение 2012 год. Рабочая программа по литературе представляет собой
целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, общую
характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета «Литература»
в учебном плане школы, содержание тем учебного предмета, тематическое
планирование с указанием основных видов учебной деятельности учащихся, перечень
учебно-методического и материально-технического обеспечения, планируемые
результаты обучения. Место предмета Согласно государственному образовательному
стандарту, изучение предмета «Литература» направлено на достижение следующих
целей: формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим
мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским
сознанием, чувством патриотизма; развитие интеллектуальных и творческих
способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации
личности; постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой
литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы
искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и
содержания, связи искусства с жизнью, историзма; поэтапное, последовательное
формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать
художественный текст; овладение важнейшими общеучебными умениями и
универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности,
планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать
необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в
повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании. Общая
характеристика учебного предмета Цель изучения литературы в школе – приобщение
учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной
литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных
произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и
историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу
произведений. Это устремление зависит от степени эстетического,
историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает
необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать
их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию
и анализу художественного произведения. Курс литературы строится с опорой на
текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования
читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. В рабочей
программе по литературе соблюдена системная направленность: это освоение
различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений
писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений,
отдельных фактов биографии писателя. В каждом из курсов (классов) затронута
одна из ведущих проблем (в 5 классе — внимание к книге; в 6 классе —
художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе — особенности
труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема
литературы; в 8 классе — взаимосвязь литературы и истории (подготовка к
восприятию курса на историко-литературной основе), в 9 классе — начало курса на
историко-литературной основе). В рабочей программе курс каждого класса
представлен разделами:
• Устное
народное творчество.
•
Древнерусская литература.
• Русская литература XVIII века.
• Русская
литература XIX века.
• Русская
литература XX века.
• Литература
народов России.
• Зарубежная
литература.
• Обзоры.
• Сведения
по теории и истории литературы.
Рабочая программа по учебному предмету
литература 7 класс составлена на основе Государственного стандарта общего
образования, примерной программы основного общего образования по литературе,
авторской Программы по литературе В.Я.Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2015) к
учебнику «Литература. 7 класс» в 2-х частях под редакцией В.Я. Коровиной, В.П.
Журавлёва, В.И. Коровина.— М.: Просвещение, 2015). .Рабочая программа
соответствует ООП ООО, целям, задачам и миссии школы. Выбор авторской программы
для разработки рабочей программы обусловлен тем, что предлагаемая программа
создана в соответствии с "Обязательным минимумом содержания основного
общего образования по литературе" и "Базисным учебным планом
общеобразовательных учреждений Российской Федерации». В ней представлено
развернутое учебное содержание предмета, количество часов на изучение основных
разделов курса. В авторскую программу по литературе В.Я. Коровиной и др.
изменения не вносились, программа адаптирована для учащихся 7 класса. Рабочая
программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Программа реализуется с
использованием УМК под ред. Коровиной В.Я. «Литература. 7 класс: учебник для
общеобразовательных организаций в 2 ч.» Содержание Цели и задачи обучения
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
·
формирование духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной
культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским
сознанием, чувством патриотизма;
· развитие интеллектуальных
и творческих способностей учащихся, необходимых для их успешной социализации и
самореализации;
· постижение учащимися
вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ,
освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на
принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью,
историзма; ·
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать,
анализировать и интерпретировать художественный текст;
· овладение возможными
алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом
другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление
своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
· овладение важнейшими
общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели
деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и
обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и
др.);
· использование опыта
общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и
учебной деятельности, речевом самосовершенствовании. Данные цели обуславливают
решение следующих задач:
·
сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и
осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
совершенствовать навыки выразительного чтения;
формирование способности понимать и
эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
· обогащение духовного мира
учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному
многообразию литературы
· использовать изучение
литературы для повышения речевой культуры учащихся; · воспитывать у учащихся гуманное
отношение к людям разных национальностей; ·
расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров,
разнообразных по содержанию и тематике.
Рабочая программа по русской литературе для
8 класса создана на основе федерального компонента государственного
стандарта основного общего образования и программы для общеобразовательных школ
по УУД под редакцией В.Я. Коровиной (М.; Просвещение, 2014). Программа
представляет собой целостный документ, включающий разделы: содержание,
планируемые результаты к уровню подготовки учащихся, учебно-тематический план,
содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование, литературу
и средства обучения. Данная программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в
неделю). Содержательный статус программы – базовый. В ней также учитываются
основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных
учебных действий для общего образования. Программа детализирует и раскрывает
содержание государственного стандарта, определяет общую стратегию обучения,
воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с
целями изучения русской литературы, которые определены ФГОС2. Содержание Общая
характеристика курса Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в
соответствии с основными положениями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на
основе примерной Программы основного общего образования по литературе,
авторской Программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2014)
к учебнику В.Я Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2014). Важнейшее значение в
формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими
нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная
литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с
жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства,
осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических
представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы,
формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения,
овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Рабочая программа по литературе для 9
класса разработана на основе федерального компонента Государственного
стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы по
литературе для 9 классаподред. Коровиной В.Я. - М., «Просвещение», 2009 г.
Программа реализована в учебнике «Литература». 9 кл. Учебник для
общеобразовательных учреждений. В 2 ч. под ред. Коровиной В.Я. и др. М.:
Просвещение, 2011 г. Данная рабочая программа составлена для классов общеобразовательной
направленности. На изучение программного материала учебным планом школы
предусматривается 102 часа (3 часа в неделю). Рабочая программа полностью
соответствует авторской.
Рабочая программа по литературе для
обучающихся 10 класса создана на основе Федерального государственного
стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года,
№1089). Программы по литературе для общеобразовательных учреждений 11 класса
(базовый уровень). (Авторы: В.И.Сахаров, С.А.Зинин - М.: Просвещение, 2012г.).
Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне,
специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса,
систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы,
осознании диалога классической и современной литературы. Рабочая программа
рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), Обучение осуществляется по учебнику:
Русская литература ХIХ века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных
учреждений в 2-х частях – под ред.В.И.Сахарова, С.А.Зинина. – 13-е изд. – М.:
Просвещение, 2012 г. Количество контрольных работ определено с учётом
рекомендаций УИПКПРО: контрольных сочинений – 6 (3 кл., 3 дом.), тестирование –
2.
Рабочая программа по литературе для
обучающихся 11 класса создана на основе Федерального государственного
стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года,
№1089). Программы по литературе для общеобразовательных учреждений 11 класса
(базовый уровень). (Авторы: В.И.Сахаров, С.А.Зинин - М.: Просвещение, 2012г.).
Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне,
специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса,
систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы,
осознании диалога классической и современной литературы. Рабочая программа
рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), Обучение осуществляется по учебнику:
Русская литература ХХ века. 11 класс. Учебник для общеобразовательных
учреждений в 2-х частях – под ред.В.И.Сахарова, С.А.Зинина. – 13-е изд. – М.:
Просвещение, 2012 г. Количество контрольных работ определено с учётом
рекомендаций УИПКПРО: контрольных сочинений – 6 (3 кл., 3 дом.), тестирование –
2.