Проблемно-ориентированный анализ работы педагогического коллектива МБОУ «СОШ № 18 им. Р.С. Рамазанова» за 2020-2021 учебный год Наша школа - это открытое пространство для развития потенциальных возможностей и самореализации обучающихся. Школа ориентируется на создание комфортных условий обучения и развития всех детей и каждого в отдельности, адаптируя образовательный процесс к обучающимся с их индивидуальными особенностями. Предназначение нашей школы - дать каждому ученику возможность найти и выразить себя сообразно своим способностям. На 2020 - 2021 учебный год были поставлены следующие задачи: 1. Продолжить работу по реализации ФГОС, создать необходимые условия для внедрения инноваций в УВП, реализации образовательных программ. 2.Продолжить работу по повышению квалификации педагогов. 3. Продолжить работу над методической темой школы. 4. Вести целенаправленную и планомерную работу по подготовке учащихся к олимпиадам и конференциям с последующим анализом результатов. 5.Совершенствовать уровень профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов. 6. Выстраивание системной и целенаправленной работы по подготовке учащихся к ГИА, по формированию у выпускников и родителей ответственного и мотивированного отношения к итоговой аттестации. 7. Повышение влияния школы на социализацию школьников, их самоопределение в отношении будущей профессии. 1. Продолжить работу по реализации ФГОС, создать необходимые условия для внедрения инноваций в УВП, реализации образовательных программ. В 2020-21 учебном году обучение было организовано на основании образовательной программы начального общего образования ФГОС, основного общего образования ФГОС (5 класс), образовательной программы для 6- 9,10 классов. Для ведения предметов по ФГОС ООО учителямипредметниками составлены рабочие программы в соответствии с федеральными программами. По всем учебным программам педагогами пройдена как теоретическая, так и практическая подготовка, программы выполнены в полном объеме. Учебники соответствуют государственному стандарту. Разработана Основная образовательная программа основного общего образования. Основная образовательная программа и учебный план школы предусматривают выполнение государственной функции школы обеспечение базового общего среднего образования, развитие ребенка в процессе обучения. Главным условием для достижения этих целей является включение каждого ребенка на каждом учебном занятии в деятельность с учетом его возможностей и способностей. И в связи с этим учебный план был составлен на основе базисного учебного плана при обязательном соблюдении преемственности между ступенями обучения и классами, сбалансированности между предметными циклами, отдельными предметами. Уровень недельной учебной нагрузки не превышал предельно допустимого. Школа работала в режиме шестидневной рабочей недели в две смены: в первую смену обучались учащиеся 29 классов (822 учеников), во вторую смену - 30 класса (867 учеников). Кроме классноурочной системы обучение велось по индивидуальным учебным планам на основе медицинских показателей. Дети с ОВЗ занимались по адаптированной основной образовательной программе. Успешно организовано обучение на дому 7 учащихся школы в 1,2,3,7,9,классах. Применяя в своей работе разнообразные и разноуровневые формы обучения, учителя создали все необходимые условия для реализации обучения детей с разными способностями, с разной степенью усвоения учебного материала. Школа обучает всех детей по микрорайону, а так же обучение получают дети из отдаленных районов города. По сравнению с прошлым учебным годом наблюдается процесс уменьшения контингента учащихся . Анализ выбытия обучающихся в 2020-2021 учебном году показывает, что основная причина выбытия обучающихся смена места жительства и переезд в другие районы города, также выбывают учащиеся после 9 класса в связи с поступлением в средние специальные общеобразовательные учреждения. Решение проблемы сохранения контингента учащихся – одна из важных задач работы пед. коллектива школы. Главным путём решения данной задачи является выполнение образовательных услуг на достаточно высоком уровне, отвечающих современным требованиям образования, чего можно добиться через полную и глубокую реализацию учебных программ в соответствии с ФГОС. Мы провели анализ результативности образовательного процесса за 20202021 учебный год. Результативность образовательного процесса за 2020-2021 учебный год: Класс 1 ы 187 По ОО -1 Приб 6 ыло Выбы 8 ло 185 На 01.06. 21г. Успев 185 ает 10 10- Итого 11 66 131 1720 2 3 4 1-4 5 6 7 8 9 5-9 11 188 193 184 752 194 174 186 149 134 837 65 3 1 1 11 3 3 4 5 15 2 1 3 29 7 5 6 26 5 3 6 11 1 26 6 2 8 60 184 189 179 737 189 174 183 142 138 826 61 65 126 1689 184 189 179 737 188 172 180 142 123 805 61 63 124 1666 Учатс я на «4» и «5»(к оличе ство) % качест ва %успе ваемо сти Акаде м. задол ж. Повто рный год Перев од Аттес тат с отлич ием 11 кл.и учени ч. медал ью Аттес тат с отлич ием 9 кл. Всего обуча ющих ся на дома шнем обуче нии 119 119 119 357 86 89 55 51 64 62,9 66 64 46 51 30 36 38,4 40,4 100 100 99 99 98 1 2 3 189 174 183 100 185 184 100 189 179 737 100 53 89 97,4 15 142 334 1 38 35 42 77 768 57 64, 6 61 45,4 97 98 98,6 2 2 23 61 1624 13 14 100 21 826 61 13 1 2 2 5 1 1 12 12 2 7 Из них: инвал идов Всего обуча ющих ся на семей ном образ овани и 1 1 2 2 5 1 1 1 1 1 6 2 3 Сравнительный анализ результативности образовательного процесса На На % % качества Учатся на С начало конец успевае «4»и «5» академ. мость задолж. 2018-2019 1658 1648 99,7 47,1 782 4 уч. г. 2019-2020 1676 1668 99,6 47,4 790 6 2020-2021 1720 1689 98,6 45,4 768 23 Анализируя данные таблицы, к сожалению, мы не можем сделать вывод о положительной динамике качества обученности учащихся, о чем свидетельствуют данные таблицы. По сравнению с прошлым учебным годом, процент успеваемости и качества уменьшился, также количество учащихся, обучавшихся на «4» и «5 . С академической задолженностью – 23 ученика, из них 15 учащихся 9-х классов, которые не справились со сдачей ОГЭ. Из 9б класса(классный руководитель Мустафаева М.С.)- 5 учащихся по двум предметам (математика и русский язык), из 9г класса (классный руководитель Сунгурова Д.Г.)- 2 учащихся по математике и 1 ученик по русскому языку, из 9д класса (классный руководитель Шахмаева У.М.) – 4 ученика по двум предметам (по математике и по русскому языку), 1 ученик по русскому языку и 2 ученика по математике. Радует, что 14 учащихся закончили школу «на отлично» и успешно сдав ГИА получили «золотую медаль». Однако стоит проблема снижения качества обученности детей обучающихся на «4 и 5» на II ступени обучения, это объясняется снижением школьной мотивации в 7-9. Выявлено, что снижение качества образования - это многофакторная проблема, решать которую требуется комплексно, так как на первое место встают психологические проблемы подросткового возраста, снижение уровня учебной мотивации, недостаточная работа классного руководителя с коллективом учащихся и отсутствие должного контакта с учителями- медалис ты 3 8 14 предметниками. Поэтому эти параллели требуют пристального внимания педагогов, психологов, родителей, администрации. В школе проводилась определенная работа по предупреждению пропусков и опозданий на уроки по неуважительной причине и мониторинг пропусков уроков и опозданий обучающихся, но это не принесло ощутимых результатов, что указывает на недостаточный контакт классных руководителей с родителями обучающихся, склонных к пропускам уроков; отсутствие системы в работе классных руководителей 7-11-х классов по предупреждению пропусков уроков без уважительной причины, отсутствия должного уровня требовательности к учащимся на уроке и вне его у классных руководителей и учителей-предметников. Рекомендовано: продолжить работу по предупреждению неуспеваемости и вовлечения родителей учащихся в образовательный процесс через родительские собрания, индивидуальные беседы и совет по профилактике; усилить работу по мотивации обучающихся 7-11 классах через мотивационный этап на уроке к изучаемой теме; учителям – предметникам и классным руководителям создавать благоприятные условия для успешного обучения всех детей в школы. Необходимо классным руководителям, при пропусках учащихся, требовать справки от врача, подтверждающих уважительную причину пропуска учеником урока, при опозданиях – классным руководителям вести систематическую работу с учащимися и их родителями. Анализ учебно-воспитательного процесса производился по результатам проверок ЗУН учащихся, проводимых в различной форме: Предмет Основная школа Русский язык математика Английский язык Немецкий язык история география биология химия физика Родные языки Начальная школа Русский язык Математика Анализ качества знаний в % 2018-2019 2019-2020 2020-2021 54 34 35 35 53 59 45 44 33 35 58 36 36 37 50 53 52 42 35 40 55 33 39 37 51 55 53 44 36 40 72 78 73 81 74 81 Чтение Окружающий мир 89 87 89 87 88 86 Программа инвариантной и вариативной частей учебного плана выполнена на 100 % . Анализ заполнения классных журналов показал, что обязательный минимум содержания образования выдерживается, практическая часть образовательных компонентов выполняется согласно календарно-тематическому планированию, но есть учителя, которые не выдерживают сроков выставления оценок за практическую часть в журнал, не объявляют оценки учащимся, что отражается на мотивированности учащихся к предмету. Классные журналы заполняются ежеурочно, в соответствии с указаниями к ведению классных журналов, такими учителями как Абакарова Е.И., Мустафаева М.С., Газимагомедова С.А., Мамаева З.Н., Гаджиева М.Г., Волкова Т.Ю., Везирова С.К., Гамзабекова И.Т., Яндарханова Л.А., Капланова К.С., Рабаданова М.У., Абакарова Д.А, Гаджиева З.М., Алхулаева Н.И., Исмаилова А.М, Салихова Э.Б., Абдуллаева А.Ц. Ибрагимова Л.К, Магомедова И.Б, Дациева Н.М, Гаджимагомедова И.А., Гафурова Б.Б., Сулейманова З.А., Гюльмагомедова А.А, Арипова А.Г., Исмаилова П.Р.. Остальные учителя несвоевременно записывают тему урока в журнал, не выставляют оценки на уроке учащимся или оценивают необъективно, завышают либо занижают, что отрицательно сказывается на качестве обученности тех или иных учащихся. Своевременная не информированность учащихся об их оценке, их родителей учителямипредметниками, а вслед за ними и классными руководителями с помощью дневников является одной из главных причин потери учащихся интереса к предмету и как следствие понижения качества обученности учащихся, а к выпускным классам и их успеваемости. Были допущены исправления оценок в выпускных 9 классах. Учителя-предметники не учитывают индивидуальных особенностей детей, отсутствует личностноориентированный подход в обучении, что требует усиления внутришкольного контроля. Уроки по региональному компоненту – это в основном родные языкипроводятся по всем параллелям. 2. Продолжить работу по повышению квалификации педагогов. Школа укомплектована всеми необходимыми педагогическими кадрами. В ней работают 92 учителя , с соответствующим специальным образованием. Характеристика педагогического состава 1 2 3 4 5 Педагоги с учеными степенями и званием Педагоги со званием "Заслуженный учитель РФ» Педагоги со званием "Заслуженный учитель РД» Педагоги со званием "Почетный работник общего образования РФ Знак «Отличник образования РФ» 1 4 17 2 6 7 8 9 Знак «Отличник образования РД» С высшей квалификационной категорией С первой квалификационной категорией Педагоги с аттестацией на соответствие с должностью всего Средняя нагрузка на педагога соответствует 1 ставке учителя. Анализируя уровень образования – 88 учителя имеют высшее образование. 39 учителей имеют поощрения регионального и федерального уровней. Особое внимание уделяется обеспечению непрерывного образования по повышению образовательного потенциала учителей и учащихся за счет углубления сотрудничества школы с «Дагестанским институтом развития образования», городским информационно-методическим центром, посещением семинаров различного уровня и систематическому взаимодействию с другими школами, включению учеников и учителей в научно-исследовательскую, опытно-экспериментальную, самообразовательную деятельность. Повышение квалификации наши учителя проходят в основном в « Дагестанском Институте развития образования». В этом учебном году 24 учителей нашей школы прошли повышение квалификации. Рекомендовано: учителям проявлять активность при включении в самообразовательную деятельность и повышение профессионального уровня. 3. Продолжить работу над методической темой школы. Наша школа не первый год работает над методической темой «Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании школьника в рамках внедрения ФГОС нового поколения». В прошлом учебном году мы продолжили эту работу, в связи с чем прошли тематические педсоветы: - «Повышение профессиональной компетентности учителя через личностно-ориентированную напрвленность образования», «Роль моего предмета в будущей жизни ученика», «Развитие профессиональных компетентностей педагогов школы как фактор повышения качества образования в соответствии с современными требованиями» «Новые эффективные воспитательные технологии в нашей школе», «Здоровьесберегающие технологии и учебная деятельность в современных условиях обучения». Нужно отметить, что при организации проведении педсоветов, участвовали не только заместители директора школы, но и учителяпредметники, которые ответственно отнеслись к данному поручению: Арабова А.Н., Хуршидова С.О., Керамова Г.Ш, Магомедова А.А. Отрадно, что учителя активизировались и понимают важность личностноориентированного обучения и воспитания в современном образовании. 15 25 2 65 92 4. Вести целенаправленную и планомерную работу по подготовке учащихся к олимпиадам и конференциям с последующим анализом результатов Тема школы направлена на развитие гармоничной личности школьника, на выявление и раскрытие его способностей. Именно эти цели преследуются при участии наших учащихся в предметных олимпиадах и творческих конкурсах различного уровня. Результаты участия наших учеников в предметных олимпиадах следующие: № Фамилия, имя. Клас Предмет Ф. И. О. педагога Уровень(статус) с городско респу й блика нский 1 Узарханова Зулейха 10а Технол. Магомедова А. победите побед ль итель 2 Алибекова Алженат 11б Технол. Магомедова А. призер побед итель 3 Омарова П. 7г Авар.яз. Абдуллаева А.Ц. 3 место 4 Аминова Д. 9б Лакс.яз Алхулаева Н.И. 2место 5 Гаджиева Мадина 10а ОБЖ Сиражудинов.Х.М. Победите Призё ль р 6 Мехтиханов Амирхан 9б ОБЖ Сиражудинов.Х.М. Призёр Призё р 7 Магомедова Амина 8д ОБЖ Сиражудинов.Х.М. Призёр 8 Мурадова Амина 8д ОБЖ Сиражудинов.Х.М. Призёр 9 Мурадова Айша 8д ОБЖ Сиражудинов.Х.М. Победите ль 10 Мурадова Фатима 8д ОБЖ Сиражудинов.Х.М. Победите ль 11 Магомедова Фатима 10а ОБЖ Сиражудинов.Х.М. Призёр 12 Атуева Патимат 10а ОБЖ Сиражудинов.Х.М. Победите ль 13 Хазамова Марьям 10а ОБЖ Сиражудинов.Х.М. Победите ль 14 Хамидова Айшат 11а ОБЖ Сиражудинов.Х.М. Призёр 15 Алиев Магомед 11а ОБЖ Сиражудинов.Х.М. Призёр 16 Магомедова Альбина 11в ОБЖ Сиражудинов.Х.М. Призёр 17 Шабанов Амин 9в ОБЖ Сиражудинов.Х.М. Призёр 18 Абушов Мигдад 9д ОБЖ Сиражудинов.Х.М. Призёр 19 Магомедкамилова Камила 9г ОБЖ Сиражудинов.Х.М. Призёр 20 Султаналиев Раджаб 9б ОБЖ Сиражудинов.Х.М. Победите ль 21 22 23 24 24 Абукаева Екатерина Шарипова Амина Азамова Ася Адиева Фатима Абдулбутаева Патимат 9г 9г 9 9а 9а ОБЖ ОБЖ ОБЖ ОБЖ ОБЖ 26 Шерифова Амина 9 ОБЖ 27 Ахмедова Милана 10в Литер. 28 29 Алаудинова Марьям Халидова Аминат 9в 9а Литер. Литер. 30 Седрединов Адиль 5е Матем. Результаты следующие: № Фамилия, имя. участия наших учеников Сиражудинов.Х.М. Сиражудинов.Х.М. Сиражудинов.Х.М. Сиражудинов.Х.М. Сиражудинов.Х.М. Призёр Призёр Призёр Призёр Победите ль Сиражудинов.Х.М. Победите ль Мустафаева М.С. Призёр Дипло м1 степе ни на вузов ской олимп иаде по рус.яз . Маммаева Т.Г. Призёр Мамаева З.Н. Победите ль Раджабова С.М, Призёр(о лимпиада им.П.Л.Ч ебышева) в Клас Предмет Ф. И. О. с педагога 1 Команда учащихся Родной яз 2 Гаджимагомедов Халидша 6а Авар.яз ык Абдуллаев а А.Ц., Амирова З.Г. Абдуллаев а А.Ц. 3 Тамаев Д. 7б ИЗО Чеерова творческих конкурсах Уровень(статус) городской Театральное представление на аварском языке 3 место 3 место , этнофестиваль, проводившийся в рамках празднования ДАССР «Мой успех» 1 место, респ убли канс кий С.О. 4 Магомедова Н 7г ИЗО Чеерова С.О. Чеерова С.О. Чеерова С.О. Чеерова С.О. Чеерова С.О. Чеерова С.О. 5 Мамедова М. 6б ИЗО 6 Магомедова П. 5в ИЗО 7 Мамаева Р. 5г ИЗО 8 5г ИЗО 9 Газимагомедова А Магомедова А. 7г ИЗО 10 Магомедова П 5в ИЗО Чеерова С.О. 11 Эфендиева Ф 5в ИЗО Чеерова С.О. 12 Меджидов Ш 6в ИЗО Чеерова С.О. 13 Магомедова А 5а ИЗО 14 Магомедова М 5а ИЗО 15 Ахмедова М 5а ИЗО Чеерова С.О. Чеерова С.О. Чеерова С.О. «Арт-талант» 2место, «Творчество и интеллект» 1 место «Мой успех» 2место «Мой успех» 2место «Арт-талант» 1 место «Арт-талант» 2место «Арт-талант» 3место «Твори, участвуй,побеждай» 1 место «Твори, участвуй,побеждай» 1 место «Твори, участвуй,побеждай» 1 место «Твори, участвуй,побеждай» 1 место «Творчество и интеллект» 1место «Творчество и интеллект» 1 место «Творчество и интеллект» 2 место Учителя начальных классов с учащимися активно работают на платформе «Учи-ру», имеют грамоты, дипломы и сертификаты. Одним из показателей работы МО с детьми является их подготовка к участию во внутришкольных и городских олимпиадах. Наиболее результативной в этом плане прошла работа МО технологии и искусства. Руководитель МО Магомедова А.А. Учителя этого МО , такие как Магомедова А.А., Сиражудинов Х.М., Чеерова С.О. ведут целенаправленную работу. Стабильно, из года в год, дает олимпиадные места МО родных языков. В этом году были победы и в творческих конкурсах. На третьем месте МО русского языка и литературы. Руководитель Османова А,О. У остальных МО результатов на городском и республиканском уровнях нет. Это говорит о том , что МО не ведет работу по выявлению одаренных и мотивированных учащихся, у них нет банках данных таких детей, нет целенаправленной работы. Работа МО по вопросу подготовки учащихся к предметным олимпиадам строится не планомерно и систематически, а вспоминается только тогда, когда наступает время проведения олимпиад. Об этом говорится не первый год, а воз и ныне там. Руководителям МО необходимо одним из приоритетных направлений своей работы избрать работу с одаренными учащимися, претендующими на победу в олимпиадах различного уровня: обозначить этот вопрос на заседании МО, наметить план работы, контролировать выполнение этого плана, обсудить результаты работы. И при этом это делать не от случая к случаю, а планомерно и систематически. Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Показателем работы МО с одаренными учащимися является участие в практической конференции молодых исследователей «Шаг в будущее». В прошлом учебном году на эту конференцию было направлено всего четыре работы. И как результата - не призеров, ни победителей. Олимпиады и конференция «Шаг в будущее»-это звенья одной цепи. Руководителям МО необходимо нацелить своих учителей на усиление и активизацию этой работы. Необходимо МО расширить спектр предметных тем, представляемых на конференцию, их оригинальность и своевременность, инициировать самостоятельность учащихся при написании работ, умение школьником представить свою работу. При учитывании этих составляющих участие нашей школы в конференции «Шаг в будущее» было бы более результативно. 5.Совершенствовать уровень профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов. В школе функционирует 7 методических объединений, которыми руководят высококвалифицированные специалисты. Радует, что работа методических объединений школы с каждым годом становится все активнее и явственнее. В течение учебного года каждое МО провело предметную декаду, в рамках которой были даны открытые уроки и внеклассные мероприятия учителями–предметниками для учителей школы. Практически все учителя проводят открытые уроки, используя в них инновационные формы и методы, в том числе и ИКТ, являясь инициаторами демонстрации своих методических находок. Активно работает МО учителей русского языка и литературы в плане проведения открытых уроков, выступлений на педсоветах. Возможность использования новых технологий обучения можно увидеть на уроках учителей МО биологии, географии и химии. В своей работе учителя внедряли и пропагандировали гуманизацию учебного процесса. Практически у каждого члена МО есть индивидуальные темы по самообразованию. Учителя практически всех МО по возможности стараются использовать проблемные творческие задания, стимулировать учеников к выбору не только типа, вида, формы материала, но и к самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий. Материал на уроках подбирается с опорой на опыт каждого ученика, создается положительный эмоциональный настрой на работу, атмосфера заинтересованности каждого ученика в работе всего класса, ситуация успеха. Большое внимание уделяется, к сожалению. не у всех учителей, «обратной связи» не только по поводу того, что ребята узнали, но и что им понравилось - не понравилось, запомнилось – не запомнилось. В следующем учебном году планируется продолжить работу над личностно ориентированным подходом в обучении, работа по применению информационно-коммуника-ционных технологий. Всем учителям необходимо освоить современные информационные технологии и внедрять их в процесс обучения. Необходимо наладить взаимопосещение уроков учителями всех МО, что постоянно западает в работе МО. Но наши учителя не спешат показать свой методический опыт на городском и республиканском уровнях и поэтому с трудом и по «большой обязанности» принимают участие в этих профессиональных конкурсах. В этом учебном году на городской этап конкурса «Учитель года» была направлена учитель английского языка Рабаданова М.У. Муслимат Умаркадиевна, которая успешно прошла первый этап конкурса, но из-за недостаточной подготовки по срокам не заняла призовое место. Она уже стала победителем республиканского конкурса «Лучший учитель». Мы ждем инициатив «снизу» со стороны учителей, так как важно, чтоб сам учитель захотел и был мотивирован на победу в различных конкурсах и соревнованиях, заблаговременно готовился к ним. Тем более что. В настоящее время это очень важно для подготовки портфолио учителя и получения или подтверждения соответствующей квалификационной категории. В школе есть много учителей с большим опытом работы, но не инициирующих не своё участие, ни участие своих учащихся в олимпиадах и конкурсах. И очень недовольными тем, что не имеют ни категории, ни званий. Пассивность учителей не даёт возможности представлять их к наградам. МО выработало свои направления деятельности, которые органично перекликаются с общей методической проблемой, над которой работает коллектив школы. ШМО учителей русского яз и Дифференцированный подход на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС. литературы ШМО учителей математики, физики. ШМО учителей иностранного языка ШМО учителей истории и обществознания ШМО учителей технологии,искусс тва ШМО классных руководителей «Личностно-ориентированный подход к учащимся на уроках математики в рамках стандартов нового поколения ФГОС» «Совершенствование личносто- ориентированного обучения учащихся на уроках иностранного языка в рамках реализации ФГОС нового поколения» «Особенности создания программ по истории и обществознанию в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения» «Формирование и развитие творческих эстетических навыков у учащихся» Духовно-нравственное воспитание учащихся, как одно из условий успеха личностно-ориентированного воспитания учащихся. Личностно-ориентированное обучение и воспитание учеников на уроках естественно научного цикла. ШМО учителей биологии, географии, химии. «Пути повышения эффективности образовательного ШМО учителей процесса через применение личностно-ориентированной начальных технологии в условиях перехода на ФГОС» классов Руководители МО регулярно проводили заседания секций, где обсуждались различные темы и вопросы, организовывались и давались открытые уроки В течение учебного года учителя имели возможность поделиться опытом, продемонстрировать профессионализм на различном уровне – школа, город, республика. В школе прошел городской семинар учителей русского языка на тему «Формирование коммуникативной компетенции и творческого мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы». Хочется отметить активное участие учителей-предметников в этом семинаре. Рашидова И.А. и Гаджиева М.Г. внесли свою значимую лепту при его организации. На высоком методическом уровне дали открытые уроки Мамаева З.Н., Мустафаева М.С., Махмудова Ф.Г., Газимагомедова С.А..Учителя русского языка провели открытые уроки для курсовиков ДИРО, где был отмечен профессиональный уровень и компетенция наших педагогов. Учитель биологии Маликова Ш.З провела мастер класс в ГУО для учителей города на тему «Методика формирования интерактивных заданий по биологии» и выступила на семинаре –практикуме ассоциации учителей Дагестана в городе Каспийске, провела мастер класс на тему «Проблемные задания в ЕГЭ по биологии». Мы рады, что наш учитель представил школу на мероприятиях такого уровня. 6. Выстраивание системной и целенаправленной работы по подготовке учащихся к ГИА, по формированию у выпускников и родителей ответственного и мотивированного отношения к итоговой аттестации. Результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ) выпускников 11 классов Русск Матем Общ. Хим Лите Физ Ист. Биоло Инос ий (проф) р ика г т язык Всего 65 16 27 23 3 4 12 24 5 сдавал и Средн ий балл «5» «4» «3» «2» успева емост ь качест во Инф. 6 4 3 3 2,9 4,3 3,5 3,4 3,3 3,4 2,8 30 15 17 3 95,3 1 3 8 4 75 3 4 10 10 63 1 6 5 11 52 2 0 1 0 100 0 2 2 0 100 3 3 3 3 75 1 11 8 4 83 0 3 1 1 80 0 1 3 2 66 69,2 25 26 30 67 50 50 50 60 16 Динамика ЕГЭ (русский язык, математика) за последние 3 года Кол-во уч-ся 2018-2019 2019-2020 2020-2021 Русский математи Русский Математ Русский Математика язык ка язык ика язык Всего сдавали 55 34/28 71 34 65 16 Средний балл 67 12/46 69,17 40,5 66,3 36,6 Результаты основного государственного экзамена (ОГЭ) выпускников 9 классов Русский язык Математика Всего сдавали 137 138 «5» «4» «3» «2» успеваемость 20 46 60 11 91,9 1 66 57 14 89 качество 48,1 49 Средний балл 3,5 3,39 Анализ результатов ЕГЭ за прошлый учебный год показывает, что произошло снижение среднего балла по русскому языку и математике. Двое учащихся Нуцалханов З и Джафарова А. получили «2»по русскому языку., чего в нашей школе давно не случалось. Правда, качество сдачи ЕГЭ по русскому языку нас порадовало- 69,2 % По профильной математике из 16 учащихся получили четыре «2», что составило 75% успеваемости. По профильным предметам хуже всего дело обстоит с химией-52% успеваемости, то есть половина учащихся, сдавших химию, сдали на «2» Учителя Мамаева У.Ш., Хуршидова С.О. По обществознанию 63% успеваемости и 26% качество. Это говорит о том, что 2/3 учащихся написали обществознание на «3». Учитель Нурбагандова К.М. Информатика- 66% успеваемости , 16% качество. По этому предмету нет «4» и «5». Учителя Юнусова У.В. и Гамзабекова И.Т. Нашим коллегам необходимо подумать над методикой и приёмами работы со слабоуспевающими учащимися, тщательной их подготовкой к ЕГЭ учеников, выбравших предмет. В 9 классах 10 учащихся получили по две «2» за ОГЭ по русскому языку и математике. Это ученики 9Б, 9Г, 9Д классов. Кроме этого, по одной «2» получили 5 учащихся. Итого без аттестата об основном образовании пока осталось 15 учащихся. Причиной этому является, конечно же, дистанционное обучение в конце 8 класса по таким прикладным предметам как русский язык и математика. Но кроме него, бесконтрольность учащихся со стороны учителей и родителей, отсутствие индивидуального подхода учителя на уроке к слабоуспевающим ученикам, связи с родителями классных руководителей и предметников, систематического и целенаправленного процесса обучения, необъективное (завышение) выставление оценок. Учителям, работающим в выпускных классах, необходимо ответственно подойти к своим прямым обязанностям, нацелить учащихся и их родителей на положительный результат ЕГЭ и ОГЭ. 7. Повышение влияния школы на социализацию школьников, их самоопределение в отношении будущей профессии. Одним из показателей работы школы является профильное обучение. Результаты таковы: Профиль Профильны е предметы Успеваемость 10 б класс 11 в класс Естественнона Биология учный Химия 100% 100% Год Экз. 100% 100% 100% 71,4% Качество знаний 10 б класс 11 в класс 71% 70% Год 79% 66% Экз. 50% 57% Учебный план профильных классов в нашей школе не сильно отличается от учебного плана общеобразовательных классов. Но тем не менее, предусматривает по три часа биологии и химии в неделю. И для того чтобы профильное обучение нашло реализацию, учителям по этим предметам, необходимо работать в полную силу на уроках, так как в основном в этих классах учатся мотивированные учащиеся. В свете созданий условий для осуществления учебно-воспитательного процесса в школе имеются кабинеты химии, физики, технического труда, обслуживающего труда, информатики, биологии, русского языка и литературы, оборудованы в соответствии с рекомендациями. № Наименование Кол-во 1 какабинетовпаспартизированныхпаспартизирова Кабинет русского языка и литер 1 2 нных Кабинет английского языка 2 3 Кабинет химии 1 4 Кабинет технологии 2 5 Кабинет математики 2 6 Кабинет физики 1 7 Кабинет информатики 2 паспартизированных 8 Кабинет биологии 1 9 Кабинет истории 1 10 Начальная школа 1 Подключение к сети Интернет да паспартизированных Паспортиз. 1 каб. 1 ые ванные 1 2 1 1 2 1 1 1 Исходя из анализа работы школы за 2020-2021 учебный год можно сделать следующие выводы: 1. Задачи, стоящие перед коллективом, в основном реализованы. 2. Учебный план на 2020-2021 учебный год выполнен, учебные программы реализованы полностью. 3. В основном, все учащиеся общеобразовательных классов аттестованы. 4. Уровень подготовки выпускников начальной, основной и средней школы стабилен. 5. Созданы удовлетворительные условия для реализации ФГОС начальной и основной школы. 6. Повысилась активность учащихся в проводимых в школе мероприятиях творческого характера. 7. Вопрос формирования качественных, устойчивых и всесторонних знаний учащихся стоял на контроле администрации в течение всего года. 8. Уровень обученности и воспитанности уч-ся школы изучается и анализируется систематически путем проведения срезовых работ в рамках контроля качества преподавания предметов, классно-обобщающего контроля. Воспитательная работа Задачи воспитательной работы школы : содействовать самореализации, саморазвитию и, в конечном счете, самоутверждению личности каждого ребенка; формированию благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классных коллективах; - Повышать воспитательную роль классных часов нравственности, направленных на осуществление личностно-ориентированного подхода к учащимся; - Усилить совместную диагностико -аналитическую деятельность классных руководителей и педагога-психолога в работе с классными коллективами и семьями учащихся; -Продолжать совершенствовать деятельность участников воспитательного процесса в вопросах профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений учащихся, формирования здорового образа жизни. - Вести работу по адаптации и развитию детей и подростков «группы риска» и поддержание у родителей и учителей гуманистического подхода к детям; - Совместно с классными руководителями с привлечением представителей КДН, ПДН продолжать вести профилактическую работу по предупреждению преступлений и правонарушений, фактов жестокого обращения; Каждый классный руководитель школы имеет свою тему по самообразованию, над которой он успешно работает 2.Приоритетными направлениями в воспитательной работе педагогического коллектива являются: -гражданско-патриотическое; духовно-нравственное правовое воспитание учащихся -пропаганда и формирование здорового образа жизни. -профилактика ДДТТ; экстремизма-терроризма, безнадзорности, беспризорности и правонарушений; -организация ученического самоуправления; -психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса; -развитие сети дополнительного образования; -работа с семьей и социумом; -работа классных руководителей, ведение документации. Особое внимание за истекший год было уделено следующим направлениям воспитательной работы: 1. Работа с детскими общественными организациями. 2. В рамках РДШ активисты движения принимали участие в республиканских и всероссийских акциях: Всероссийская акция «Я КАК МАМА» 29 ноября 3. Всероссийская акция «Мой космос», 12 апреля Всероссийской акции взаимопомощи #МЫ ВМЕСТЕ 4. 10. Всероссийская акция, посвященная Всемирному Дню охраны окружающей среды, 5 июня 5. Единый урок в память о геноциде советского народа 6. Всероссийская благотворительная акция "Крылья ангела" 7. Всероссийский конкурс минутных видеороликов направленности «Мы за жизнь». 8. Республиканский слет РДШ 9. Серия Добрых уроков 10. Акцию «Чистый микрорайон - без наркотиков». 11. Участие в Онлайн-флешмобе к 100-летию ДАССР «Фото в национальном костюме» и во многих других. Учащиеся нашей школы достигли в этом направлении определенных результатов: Республиканский конкурс информационно-медийного направления РДШ «Медиа-Фреш» (3 место) Городской Квест «Крымская весна» (3 место) Республиканский исторический квест «Космос рядом» (1 место) Городской конкурс ЮИД «Безопасное колесо» (3 место) -гражданско-патриотическое воспитание учащихся; Задачи: изучить сложившуюся в школе систему работы по данным направлениям; выявить интересы и запросы детей и учесть их при планировании работы; обновить содержание и формы работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся, учитывая возможности взаимодействие педагогов, учащихся и родителей. Актуальность воспитания гражданственности и патриотизма обусловлено процессами в обществе, которые обострили проблемы национального экстремизма, оказывая негативное влияние на формирование патриотического сознания и гражданской позиции личности. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, происходит переоценка жизненных ценностей, что актуализировало нравственный аспект в гражданском развитии личности, в формировании гражданина-патриота. Особо хотелось бы отметить в этом военно-патриотическую работу и определенные успехи в этом направлении: Военно-спортивная игра – «Зарница» 2 место по Кировскому району , учебные военные сборы учащихся Кировского района: футбол- 1 место Профилактика ДДТТ; В соответствии с планом работы на 2020 - 2021 учебный год была - Разработана и вывешена схема безопасных маршрутов движения обучающихся в школе, в младших классах сделаны индивидуальные маршрутные листы, классные руководители ознакомлены с программой по ДДТТ и планом работы школы по профилактике ДТП. Проводятся беседы с учащимися перед каждыми каникулами на тему «Улица полна опасностей и неожиданностей» В связи с трагическим происшествием ,гибелью двух учащихся школы в автокатастрофе нужно усилить работу по профилактике ддтт в старших классах, а особенно усилить связь с инспекторами ГИБДД. 6. Профилактика терроризма-экстремизма К существующим глобальным угрозам безопасности, таким как инфекционные болезни, экологическая деградация, распространение оружия массового поражения, транснациональная организованная преступность добавилось такие социально негативные явления, как терроризм и экстремизм. 1. Был издан приказ директора школы № 23а-П от 1.04.2021 года «Об организации и проведении Дня Защиты Детей», определены цели и задачи, разработан план подготовки и проведения Дня Защиты Детей. 2. С классными руководителями и учителями начальных классов было проведено инструктивно-методическое занятие, на котором все были ознакомлены с планом проведения Дня защиты детей, даны рекомендации по проведению классных часов, предложены разработки и материалы для их подготовки. 3. Проведён инструктаж по отработке практических этапов Дня Защиты Детей, особое внимание было уделено повторению правил поведения при угрозе возникновения теракта, обнаружения взрывного устройства. В первом квартале 2021г. в рамках месячника по безопасности учителя МО истории, кл. руководители и представители духовного управления провели в 8-11кл. лекции на тему «Религиозный экстремизм-идеология современного международного терроризма», посвященные памяти жертвам террора, на которой был освещен материал об угрозе терроризма обществу. Во всех классах были проведены классные часы на тему: «Мы против терроризма», был просмотрен видеофильм «Нет террору». Беседы: «Вас захватили в заложники…» ( 7 классы), «Эффективная борьба с терроризмом» (10-11 классы), «Терроризм-угроза обществу!» (9 классы) «Мы против терроризма». (6 классы) 12 апреля была проведена учебная эвакуация учащихся и педагогического персонала 1 смены в 12:45 ч. На будущий 2021-2022 учебный год следует усилить работу повышению уровня воспитанности школьников, увеличить количество школьных кружков. Проанализировав всю воспитательную работу школы, следует отметить и признать, что в школе развивается воспитательная система, действующая по принципу сотрудничества: ученик - учитель - родитель; серьезное внимание уделяется обучению, развитию и воспитанию ученика . В дальнейшем следует: - усилить работу педагогического коллектива школы совместно с родительской общественностью по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних; - обеспечить максимальное вовлечение подростков в работу школьных и внешкольных кружков и спортивных секций. - максимально вовлекать родителей в жизнь школы и привлекать их к реализации программы развития школы. - совершенствовать систему методической работы с классными руководителями. На основании проблемно-ориентированного анализа школы за 20202021 учебный год педагогический коллектив нашей школы выдвигает на 2021-2022 учебный год следующие образовательные и воспитательные задачи, предусматривающие: 1. Управление достижением качественных результатов работы школы. 2. Продолжение работы по совершенствованию личностноориентированного обучения и воспитания школьников, обеспечению развития профессиональной мобильности педагогов, непрерывное повышение их профессиональных компетенций, распространение передовых практик; 3. Обеспечение условий повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, реализующих образовательную деятельность, внедрение эффективных механизмов организации непрерывного образования; 4. Обеспечение повышения качества образования через активное внедрение новых образовательных и воспитательных технологий; 5.Реализацию ФГОС начального и общего образования. 6. Развитие ведущих компетентностей учащихся на основе личностноориен-тированного подхода на уроках и внеурочных мероприятиях 7. Выстраивание системной и целенаправленной работы по подготовке учащихся к ГИА, по формированию у выпускников и родителей ответственного и мотивированного отношения к итоговой аттестации. 8. Повышение эффективности учебной и воспитательной работы, прежде всего гражданско-патриотического воспитания детей; 9. Формирование устойчивых навыков здорового образа жизни через систему просветительской работы с обучающимися и их родителями. 10. Взаимодействие с родителями, общественными организациями, заинтересованными службами и ведомствами по вопросам образовательной деятельности школы. 11. Повышение влияния школы на социализацию школьников, их самоопределение в отношении будущей профессии.