Положение о рабочей программе МБОУ СОШ №18 имени Р.С. Рамазанова

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о Рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога
(далее Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в
Российской Федерации», в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО,
Федеральным перечнем учебников (приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 с изменениями и дополнениями).
1.2. Настоящее Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения рабочей
программы учебного предмета.
1.3. Рабочая программа, утвержденная ОУ – это локальный нормативный документ,
определяющий объем, порядок, содержание изучения учебного предмета требования к
результатам освоения основной образовательной программы.
1.4. К Рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности ОУ в
рамках реализации образовательной программы, относятся:
- программы по учебным предметам;
- программы внеурочной деятельности;
- программы элективных курсов по выбору;
- программы факультативных занятий;
- адаптированные рабочие программы для детей, обучающихся на дому.
1.5. Рабочая программа как компонент основной образовательной программы ОУ является
средством фиксации содержания образования, планируемых результатов, системы оценки на
уровне учебных предметов, предусмотренных учебным планом ОУ.
1.6. Цель Рабочей программы — создание условий для планирования, организации и
управления образовательным процессом по определенному учебному предмету. Рабочие
программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых
результатов освоения основной образовательной программы ОУ.
Задачи Рабочей программы:
- сформировать представление о практической реализации федерального государственного
образовательного стандарта при изучении конкретного предмета
- определить содержание, объем, порядок изучения учебных предметов с учетом целей, задач и
особенностей образовательного процесса ОУ и контингента обучающихся.
1.7. Рабочая программа выполняет следующие функции:
- является обязательной нормой выполнения учебного плана в полном объеме;
- определяет содержание образования по учебному предмету на базовом и повышенном
уровнях;
- обеспечивает преемственность содержания образования по учебному предмету;
- обеспечивает достижение планируемых результатов каждым учащимся.
2.1. Разработка

2. Разработка Рабочей программы
программ относится к компетенции

Рабочих
ОУ и реализуется им
самостоятельно.
2.2. Рабочая программа составляется учителем-предметником на учебный год.
2.3. Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета
осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его
профессионального мастерства и авторским видением дисциплины.
2.4. Допускается разработка Рабочей программы коллективом педагогов одного предметного
методического объединения.
2.5. Рабочая программа составляется в двух экземплярах: один является структурным элементом
образовательной программы и находится у руководителя МО,а второй хранится у учителя.
2.6. При составлении, рассмотрении и утверждении Рабочей программы должно быть
обеспечено ее соответствие следующим документам:
- федеральному государственному образовательному стандарту;

- примерной программе по учебному предмету
- авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию;
- основной образовательной программе (адаптированной образовательной программе) ОУ;
- учебному плану ОУ;
- учебно-методическому комплексу (учебникам).
2.7. Если в примерной программе не указано распределение часов по разделам и темам, а
указано только общее количество часов, учитель в Рабочей программе по предмету распределяет
часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические
комплекты и индивидуальные особенности учащихся, включая детей с ОВЗ. В отдельных
случаях, когда дети с ОВЗ в условиях инклюзии в классе не усваивают базовый уровень, учитель
вправе самостоятельно определить индивидуальную программу обучения и принять ее решением
педагогического совета школы.
2.8. Рабочая программа должна определять наиболее оптимальные и эффективные для
определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного
процесса, учитывая состояние здоровья учащихся, уровень их способностей, характер учебной
мотивации, а также возможности педагога и материально-техническое обеспечение ОУ.
2.9. Рабочая программа является обязательным документом для административного контроля
полного освоения содержания учебного предмета учащимися и достижения ими планируемых
результатов на базовом и повышенном уровнях.
3. Оформление и структура Рабочей программы
3.1. Рабочая программа должна быть оформлена по образцу, аккуратно, без исправлений
выполнена на компьютере. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Титульный лист
считается первым, но не нумеруется так же, как и листы приложения. Календарно-тематическое
планирование представляется в виде таблицы.
3.2. Структура Рабочей программы:
№
Элементы рабочей программы
Содержание элементов Рабочей программы
п/п/
1.
Титульный лист
- полное наименование ОО;
- грифы рассмотрения, согласования,
утверждения Рабочей программы (далее РП);
- название учебного предмета;
- указание класса, где реализуется РП;
- фамилия, имя, отчество учителя, составителя
РП, квалификационная категория;
- сроки реализации РП;
- название населенного пункта и года разработки
РП.
2.
Содержание
- РП разработана в соответствии с ФГОС нового
поколения
- РП разработана на основе адаптированной или
авторской программы и др.
- РП ориентирована на учебник по конкретному
предмету
- изменения в содержании РП
- перечень разделов/блоков;
- количество часов, отводимое на изучение
раздела/блока;
- количество часов, отведенных на практическую
часть и контроль;
- формы организации учебной деятельности;
- основные виды учебной деятельности.

3.

Планируемы результаты освоения
учебного предмета, курса и т.д.

4.

Календарно-тематическое
планирование

- личностные;
- метапредметные (регулятивные,
познавательные, коммуникативные УУД);
- предметные (ученик научится; ученик получит
возможность научиться).
- последовательная нумерация уроков;
- планируемая и фактическая дата проведения
урока;
- перечень тем и последовательность их изучения;
- тип урока;
- планируемые результаты;
- виды/формы контроля.

4. Рассмотрение и утверждение Рабочей программы.
4.1. Рабочая программа учебного предмета рассматривается на заседании школьного
методического объединения, согласовывается с заместителем директора по УВР, утверждается
руководителем ОУ в срок до 1 сентября текущего года (адаптированные рабочие программы в
соответствии с приказом ОУ).
4.2. Руководитель ОУ вправе провести экспертизу Рабочих программ непосредственно в ОУ или
с привлечением внешних экспертов на соответствие требованиям федерального
государственного образовательного стандарта, примерной программе учебного предмета
(авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию), федеральному перечню учебников;
Положению о Рабочих программах.
4.3. При несоответствии Рабочей программы установленным требованиям, руководитель ОУ
накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.
4.4. Решение о внесении изменений в Рабочие программы рассматривается и принимается на
школьном методическом объединении и заседании Педагогического Совета, утверждается
директором ОУ.
4.5. Утвержденные Рабочие программы являются составной частью основной образовательной
программы ОУ, входят в обязательную нормативную локальную документацию ОУ,
публикуются на официальном сайте ОУ.
4.6. Администрация ОУ осуществляет контроль реализации Рабочих программ в соответствии с
планом внутришкольного контроля.
4.7. ОУ несет ответственность в соответствии с действующим законодательством в образовании
за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом
и календарным учебным графиком.
5. Делопроизводство
5.1. Администрация ОУ осуществляет систематический контроль за выполнением Рабочих
программ, их практической части, соответствием записей в классном журнале содержанию
Рабочих программ по итогам каждого учебного периода (четверти, года).
5.2. В случае невыполнения Рабочей программы по итогам проверки учитель фиксирует
необходимую информацию в листе корректировки в конце каждой четверти (полугодия)..
5.3. Итоги проверки Рабочих программ подводятся на совещании при директоре, отражаются в
приказах по ОУ.

К Положению о Рабочих программах
Титульный лист
Образец
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ №34
«Рассмотрено»
Руководитель МО
/
Протокол №
от «
»
20_

«Согласовано»
Зам. директора по УВР
/
г.

«Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ№18
имени Р.С. Рамазанова»
Абдулкадыров С.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
биология
2018– 2019 учебный год

Учитель
Класс
Всего часов в год
Всего часов в неделю

Магомедов Али Мирзоевич
6
34
1

г. Махачкала, 2018

К Положению о Рабочих программах
Структура

Пояснительная записка


Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО
(название нормативного документа, например: приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 с
изменениями и дополнениями)



Рабочая программа разработана на основе примерной программы НОО,
ООО, СОО по (название предмета) с учетом авторской программы (Ф.И.О. авторов
программы, название программы)

 Рабочая программа ориентирована на учебник:
Порядковый
номер
учебника в
Федеральном
перечне

Автор/Авторский Название
коллектив
учебника

Класс Издатель Нормативный
учебника документ

 Если есть изменения в содержании РП по сравнению с авторской
программой по предмету, то они должны быть отражены и обоснованы
(возможна сравнительная таблица своей и авторской программ).
 Если в классе есть дети с особыми запросами (одаренные, с ОВЗ),
необходимо прописать методы работы с ними.
 Также в пояснительной записке отражаются ежегодные корректировки
Рабочей программы в связи с особенностями класса.

К Положению о Рабочих программах
Структура Календарно-тематического планирования

Календарно-тематическое планирование
Дата
проведения
по
по
плану факту

№
урока

Тема урока

Тип урока

Раздел (блок) 1.

Планируемые
результаты1

Виды/
формы
контроля

………. - … часов

1
2

Типы уроков:
Урок изучения нового материала
Урок совершенствования знаний, умений, навыков (метапредметных умений, УУД)
Урок обобщения и систематизации
Урок контроля и коррекции
Комбинированный урок

1.
2.
3.
4.
5.

Классификация (примерная) нетрадиционных уроков:

1. Уроки, отражающие современные общественные тенденции: урок-диспут, урок – общественный
смотр знаний, урок с применением компьютеров.
2. Уроки с использованием игровых ситуаций: урок-ролевая игра, урок-пресс-конференция, урокКВН, урок-путешествие, урок-аукцион, урок-театрализованное представление и т.д.
3. Уроки творчества: урок-выпуск "живой газеты", урок изобретательства, комплексно-творческий
урок.
4. Традиционные уроки с новыми аспектами: урок-лекция, урок-семинар, урок-экскурсия, урокконференция, урок-консультация, зачетно-тематический урок или жe урок-научное заседание по
определенной теме.

1

При этом в тематическом плане планируемым результатом будет не в общем и целом сформированные
УУД, например коммуникативные, а некоторые их показатели, такие как умение не просто высказывать, но и
аргументировать свое мнение или умение и убеждать, и уступать и т.д. Планируемые результаты пишутся на
раздел (блок).

К Положению о Рабочих программах
Содержание учебного предмета, курса

Содержание учебного предмета (курса)
№
п/п

Название раздела
(блока)

Кол-во часов
на изучение
раздела
(блока)

Из них кол-во часов, отведенных на
практическую часть и контроль
лабор.
практ.
сочинен.
контр.
раб.
раб.
раб.

1.
2.
…

 Формы организации учебной деятельности
 Основные виды учебной деятельности

Образец
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет
Класс
Учитель

_
_
2018-2019 учебный год

79,80

Значение бактерий

Количество часов
по плану
дано
2
1

90

Царство грибов

1

0

150
151

Лишайники
Экологические
сообщества

1
1

1

№ урока

Тема

Причина
Способ
корректировки корректировки
карантин
Уплотнение
программы
Выходной день Тема вынесена
24.02.18
на
самостоятельное
изучение с
последующим
контролем
б/л
Объединение
тем

Требования к оформлению рабочей программы.
Для

набора

текста

документа

используется

формат

Word,

шрифт

TimesNewRoman, кегль 14, межстрочный интервал одинарный, выравнивание
осуществляется по ширине, поля страницы: верх – 1 см, низ – 1 см, лево (отступ) –
2 см, право – 1 см. Таблицы вставляются в текст документа (в таблицах
используется кегль 12).

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(8722)63-31-19

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».